Патриаршее Подворье в селе Никольское храм Святителя Николая Мирликийского

Одинцовского района Московской области

 

Почтовый адрес:

143074,Московская область, Одинцовский район, с.Никольское, Куйбышевский пр. 65

Телефон: 8-963-785-25-23; 8-496-748-35-70

Проезд:

Общественным транспортом: 

Электрички Москва (Белорусский вокзал) - Можайск, Москва (Белорусский вокзал) - Бородино, Москва (Белорусский вокзал) - Кубинка 1, Икша - Кубинка 1, Москва (Белорусский вокзал) - Гагарин, Лобня - Кубинка 1, Лобня - Можайск, Дмитров - Кубинка 1, Дубна - Кубинка 1, Щербинка - Кубинка 1, Львовская - Кубинка 1, Москва (Курский вокзал) - Можайск, Москва (Курский вокзал) - Кубинка 1, Подольск - Бородино, Савёлово - Кубинка 1, Подольск - Можайск, до станции «Кубинка 1». Затем пешком до остановки «Станция Кубинка» Менее 100 м. Далее от остановки на маршрутке № 83 до остановки «Церковь». В 100 метрах от остановки будет храм.

На автомобиле (из центра Москвы):

http://goo.gl/maps/mqEt0

История: 

      Никольское, расположившееся в верховьях небольшой речки Сетуни, в нескольких километрах к северу от Кубинки, относится к числу древнейших подмосковных сёл и прежде называлось Кляповское. Впервые Кляповское упоминается как княжеское село в духовной грамоте 1358 года московского великого князя Ивана Красного и предназначалось в пожизненное владение его жене Александре. Село было очень крупным хозяйственным комплексом, к которому «тянули» многочисленные деревни, и являлось центром отдельной волости. Из деревень, когда-то входивших в это обширное владение, к настоящему времени сохранилась только деревня Часовня, в советское время из-за своего «церковного» названия переименованная в Чапаевку. В числе княжеских владений Кляпово оставалось на протяжении XIV-XVI вв., вплоть до 1584г., когда после смерти Царя Ивана IV его сын Феодор передает село властям Троице-Сергиева монастыря».

     «Село Кляпово некогда находилось в числе дворцовых вотчин Звенигородского уезда. В 1593 году оно принадлежало Троице-Сергиеву монастырю: «что пожаловал государь царь и великий князь Федор Иванович, всея Руси. Живоначальной Троицы Сергиева монастыря архимандрита Митрофана с братьею, или кто по нем в тои монастыре иный архимандрит и братия будут, а дал в 7094 (1586) г. мая 17 в день по отце своём, по царе и великом князе Иване Васильевиче, всея Руси, а во иноцех Ионе, для вечного покою, из дворцовых сел в Звенигородском уезде село Кляпово на реке Сетуне, а в селе церковь Никола чудотворец древян, клетцки, а в церкви: образы, и книги, и свечи, и на колокольнице колокола и все церковное строение мирское того ж села Кляпова; а дворов в селе: двор монастырской, а в нем живет прикащик, во дворе поп Карп, во дворе церковный дьячок Фефилко, во дворе пономарь Захарко, во дворе просвирница Марья, да 7 келей, а в них живут нищие, питаются от церкви Божий, и 7 дворов крестьян».

    Существующий ныне в Никольском храм построен в 1805 году в классическом стиле. Трапезная храма была капитально перестроена в конце 19 века. Храм был теплый. В подвале находилась печка. Натапливали так, что пол в храме был «как парное молоко». После закрытия в храме какое-то время сохранялись росписи, зеленоватого тона. На куполе был виден Спас. Пол был выложен мраморной плиткой - после закрытия храма многие ее выковыривали для хозяйских нужд. Огражден был храм красивой каменной оградой, укрепленной на каменных столбах. После войны столбы эти использовались под строительство. Долгое время на территории храма – на кладбище валялись надгробия, одно из которых, по воспоминаниям, было датировано 1642 годом.

   Рядом с храмом, на его территории, располагалось 2-х этажное здание: внизу богадельня, на верху трехлетняя церковно-приходская школа. В богадельне призревались безродные старики, ночевали нищие. Содержались они исключительно на добровольные пожертвования местных жителей – у церковных ворот стояла икона с копилкой.

   В семье Цицеровых (семья настоятеля храма) случайно сохранились два замечательных документа. Это справки о сборе средств в селе Никольском и в селе Троицком на благотворительные нужды в 1910 году. Крестьяне из своих не таких уж больших доходов жертвовали на построение церквей и школ для переселенцев в Сибирь и на воинское благотворительное общество Белого Креста.

   Здание Никольской богадельни разобрали в 1936 году. Тогда же закрыли храм, а вскоре арестовали и настоятеля храма, протоиерея Александра Цицерова. 

   На колокольне висели восемь колоколов. Каждый имел имя: «Большой» - 316 пудов, «Родительский» - 110 пудов, «Пожарный» - 40 пудов и ещё пять поменьше. На Святой недели все желающие по старинной традиции забирались на колокольню звонить в колокола. Когда случался пожар – били в Пожарный колокол, а потом в Большой. Били в колокола, где бы не загорелось в округе. Ехали отовсюду на помощь. В специальном сарае держали наготове в хомуте дежурную лошадь, там же был насос. Крыши соломенные, дранка, горели часто. Говорят, когда ветер дует с Саввина монастыря, оттуда был слышен звон.

   В 1933 году в село приехала специальная команда из трёх мужиков, рязанских или владимирских, поднаторевших в снятии колоколов. С удивительной легкостью трехпудовой гирей они отбили проушины у Большого колокола, сбросили его и разбили. То же сделали и с Родительским, и с Пожарным. Оробевший народ молчал-посадят. Просили только оставить Пожарный, оставили самый маленький. В 1936 году закрыли храм. Все хорошие иконы, паникадила, церковные книги увезли. Потом прибыли специалисты по смыву золота. Оставшиеся иконы и иконостас сожгли прямо в алтаре, из золы добывали золото. Привезли специальные ванны, нанимали молодёжь – выдавали рукавицы, просили и детей помочь – за конфеты. Смывали золото с различных предметов царской водкой (смесь соляной и азотной кислот).

   После закрытия храма детей крестили дома. После войны, когда опять стали открываться церкви, возили детей крестить в Шарапово, в Перхушково. Крестили и у себя в Никольском- на дому.

   Во время войны рядом с храмом взорвалась бомба. Взрывной волной нагнуло крест, потом на него мальчишки вешали флаг. А на колокольне крест так и остался стоять, и сейчас стоит.

   По воспоминаниям Александра Александровича Цицерова (р. 1933г.) вокруг церкви росли липы, и стояли две берёзки.

   В войну казаки в церкви держали лошадей. Потом церковь приспособили под склад колхозного зерна, валили прямо на пол. 

   Недалеко от Никольского находился Святой колодец. До закрытия церкви на Крещение Крестным ходом ходили туда святить воду. Колодец представлял из себя сруб, обшитый досками синего цвета, поставленный над ключом. Находился он внутри часовни. Вокруг много икон, горели лампадки. Присматривал старик. Окрестные жители приносили сюда больных детей и купали их в ключевой воде, а одёжку их оставляли в часовне. Многие помнят, что внутри лежало множество чепчиков, «распашонки плавали».

      В 1910 году в Никольском храме служил отец Тимофей Смирнов, псаломщиком был Александр Архангельский. Последним настоятелем Никольского храма был протоиерей Александр Михайлович Цицеров.

Престолы:

Центральный предел святителя Николая Чудотворца, предел преподобного Сергия Радонежского, предел святого пророка Илии.

Святыни Храма: 

Чтимые иконы:

  • свт. Николая Мирликийского;
  • Казанская икона Божией Матери;
  • свщмч. Александра (Цицерова)служившего в Никольском храме;
  • свщмч. Иосафа (Боева),служившего в Никольском храме; 
  • Андрониковской иконы Божией Матери; 
  • Казанской иконы Божией Матери- подарена св. Патриархом Алексием 2;

Частицы мощей:

Отсутствуют.

Приписные храмы, часовни:

Отсутствуют. 

Богослужения:

Богослужения в храме проводятся по воскресным дням и великим и двунадесятым праздникам, а если на неделе нет большого праздника, то как правило совершается будничное богослужение.

Духовенство:

Настоятель - иерей Кирилл Ошаров.

Сайт: http://nikchram.ru/

 

footer.jpg
No images
.