Храм на Рязанке
×

Главная / Приходы

Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма Пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна в селе Иванова гора Серпуховского района МО

Почтовый адрес:

142271, Московская обл., Серпуховский район, село Иванова гора

Телефон: 8-916-629-42-34

Проезд общественным транспортом:

Электрички Москва-Каланчёвская - Серпухов, Москва-Каланчёвская - Тула-1-курская, Дедовск - Серпухов, Голицыно - Серпухов, Москворечье - Серпухов, Одинцово - Серпухов, Тушино - Серпухов, Новоиерусалимская - Серпухов, Тушино - Ревякино, Москва (Курский вокзал) - Тула-1-курская, Москва-Каланчёвская - Шульгино, Царицыно - Серпухов до станции «Серпухов» около 1,5 часов в пути. Рядом со станцией (300 метров) находится автостанция. С автостанции на автобусе номер 22 до конечной остановки ф-ка «Пролетарий» далее пешком до Ивановой горы примерно 2 км.

История:

Древнее урочище Иванова гора величественной стройной колокольней указывает место, где река Нара поворачивает свое течение с востока на юг, к Серпухову, к широкой долине Оки, упираясь своей излучиной в гору, названною Ивановой. Сквозь столетия неспешно несет свои воды река, и только ее воды знают, насколько и как глубока и полна история этого края. Но что-то известно и нам. Примерно с Х в. нижнее течение Нары, как и других притоков Оки, было освоено языческими племенами вятичей. На Ивановой горе издревле существовал погост – так первоначально назывались центры сельских общин Древнерусского государства, где велась гостьба, т. е. торговля, а в правление святой равноапостольной княгини Ольги были учреждены пункты сбора дани. С распространением на Руси христианства именно на погостах строились первые сельские церкви, близ которых появлялись христианские кладбища.

Предание

Ранняя история погоста на Ивановой горе не оставила письменных свидетельств. В те далекие, неспокойные времена письмом владели единицы, а свитки летописей беспрерывно уничтожались пожарами вместе с деревянными постройками жилищ и церквей. Но тем более бережно и благоговейно народ хранил и передавал от поколения к поколению устные свидетельства о наиболее заметных событиях истории своих селений. Одно из таких преданий дожило до наших дней и сообщает, что в ХIV веке преподобный Сергий Радонежский по дороге в Серпухов посетил погост на Ивановой горе и посадил здесь дуб. Предание это подкрепляется историческими фактами, а до 1890-х годов в ограде Предтеченской церкви существовало и материальное ему подтверждение - пень огромного дуба.
Обширной местностью в нижнем течении Нары во второй половине ХIV в. владел двоюродный брат и сподвижник великого князя Московского Дмитрия Донского и самый знаменитый из Серпуховских князей — Владимир Андреевич Храбрый. Русь в то время несла тяжкое бремя ордынского ига, вражеские полчища то и дело опустошали русские земли. Южные рубежи Московской Руси, проходившие по руслу реки Оки, нуждались в укреплениях. Серпухов, стоящий близ торной дороги от бродов на Оке к Москве, являлся одним из важнейших форпостов Московского княжества. В 1374 г. князь Владимир Андреевич укрепил свой главный город могучими дубовыми стенами, но еще прежде мудрый правитель озаботился возведением крепости духовной: «восхотев возградити себе монастырь в Серпухове». За помощью в этом богоугодном деле князь обратился к игумену Сергию, которого уже при жизни по всей Руси почитали святым. Здесь стоит заметить, что как раз к этому времени в состав удела Серпуховского князя вошел городок Радонеж (к северу от Москвы) с прилегающими землями. В радонежских глухих лесах и находилась знаменитая Троицкая обитель аввы Сергия. Князь Владимир Андреевич, по словам летописца, любил монастыри и высоко почитал монашеский чин. Он часто посещал пустыньку преподобного Сергия, оказывал материальную помощь братии, пользовался духовным советом святого игумена, которого и пригласил посетить свой стольный Серпухов, чтобы выбрать достойное место и основать в нем монашескую обитель.
Документы свидетельствуют, что преподобный Сергий, откликнувшись на просьбу боголюбивого князя, в 1374 г. пришел в пределы Серпуховские, и не один, а со своим любимым учеником Афанасием. Выбрал святой старец подобающее место для монастыря - урочище Высокое на левом берегу Нары,– и поставил строителем и игуменом Афанасия, а сам вернулся в обитель Святой Троицы. В последующие годы, возможно и не раз, ходил преподобный Сергий в Серпухов к своему духовному ученику и другу преподобному Афанасию, а так же направил к нему в обитель для прохождения монашеского искуса молодого послушника, в будущем - своего лучшего ученика и преемника по управлению Троицким монастырем, - преподобного Никона Радонежского. Жизнеописатели умалчивают, каким путем ходили эти святые мужи из радонежских лесов в Серпухов и обратно, и в преданиях не запечатлены посещения здешних мест простыми монахами, каковыми в то время являлись святые Сергиевы ученики. Но опираясь на тот факт, что в древности дороги проходили, как правило, вдоль рек, можно заключить, что двигаясь с севера на юг, последние двадцать верст до Серпухова полагалось пройти левым берегом Нары, мимо Ивановой горы.
Многие подмосковные селения имеют свои предания о посещении их Сергием Радонежским. По свидетельству современника, авва Сергий «никогда не ездил на коне», т. е. всегда ходил пешком, куда бы ни позвали игумена земли Русской дела церковные или государственные (будь то Москва, Тверь или Нижний Новгород). Освящал преподобный своими стопами, молитвой просторы русские, стремясь привести князей и народ к единению. До наших дней живут бесчисленные местные предания, повествующие о водруженных святым Сергием поклонных крестах, на месте которых православный люд ставил храмы Божии. Как правило, Крест Христов освящал место, где преподобный нашел следы языческого капища, либо просто безмолвная красота природы тронула святое сердце молитвенника. Существуют святые колодцы, ископанные, по преданию, самим преподобным, и источники, изведенные молитвой чудотворца. Иванова гора могла бы предъявить права на любое из подобных преданий, но она имеет и свою особенную историю: Сергий Радонежский останавливался на погосте по дороге в Серпухов и в одно из таких посещений посадил здесь дуб. Могучий дуб, жизнеспособное дерево – символ прочности и долговечности, для многих поколений прихожан Предтеченской церкви был живым свидетелем присутствия и покровительства крепкого молитвенника и заступника пред Богом, служителя Святой Троицы и величайшего из русских святых, преподобного Сергия Радонежского.

(Интересно, что память о дубе, посаженном преподобным Сергием, хранилась до начала ХХ в. и в одном из районов современной Москвы - Симоновой слободе, историческим центром которой был Симонов монастырь, основанный по благословению святого игумена («Московский журнал». №12, 2006 г., стр. 17)).

История

Первое письменное упоминание о храме на Ивановой горе, причем уже в прошедшем времени, относится к 1571 г. В льготной грамоте, выданной царем Иваном Грозным Серпуховскому Высоцкому монастырю после опустошительного набега татар на Московию, находим «...сельцо Глубокое, а в сельце была церковь Иоанна Предтечи, сожжена, да 17 дворов сожжены». Дальнейшие события русской истории - новые визиты крымских ханов, Смутное время, польско-литовская интервенция — никак не благоприятствовали налаживанию мирной жизни. По писцовым книгам 1627-1629 гг. в Окологородном стану Серпуховского уезда среди вотчин Высоцкого монастыря числилась «пустошь, что был погост Предтеченской, на реке на Наре, усть речки Московки и Велемки, а в ней храм бывал издавно Рождество Иоанна Предтечи». Даже сухие слова описи исполнены горечи. Не счесть было подобных пустошей по земле Русской. Но Ангел, как известно, до скончания века стоит над всяким местом, где однажды был освящен церковный престол.
С воцарением династии Романовых страна начинает оправляться от пережитых потрясений. Наступают лучшие времена и для храмоздательства. Повсюду люди строят церкви Божии и восстанавливают порушенные. Дождался своего часа и Предтеченский храм: в приходной книге Патриаршаго Казеннаго приказа содержится запись об обложении данью новопостроенной в 1720 году на пустовой церковной предтеченской земле в вотчине Высоцкого монастыря, в Серпуховском уезде, в Окологородном стану, и освященной церкви во имя Иоанна Предтечи. В следующем после постройки храма 1721 году материалы государственной ревизии констатируют наличие в монастырских владениях: «Села Ивановского, что на Ивановской горе, в оном селе церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, при ней действительно служащие: поп Петр Егоров сорока дву, дьячек Алексей Дмитриев двадцати пяти, понамарь Иван Петров тринадцати лет». Вот подлинные имена людей, которые почти триста лет назад совершали Божественую службу на этом месте. Святыми их молитвами, Господи, спаси нас, грешных!
ХVIII и ХIХ столетия были, должно быть, относительно безоблачными для храма на Ивановой горе. Праздник Рождества Иоанна Предтечи всегда был особенно любим и почитаем жителями окрестных селений. Ежегодно в этот день на живописном берегу Нары они устраивали ярмарку. Здание церкви неоднократно перестраивалось, в ней были устроены Успенский и Никольский приделы, пристроены трапезная и небольшая шатровая колокольня.

Архитектурный ансамбль

В конце ХIХ в. на церковной территории появились новые постройки, которые, не без утрат, дошли до наших дней. Среди них - главное украшение Ивановой горы и доминанта всего ландшафта — грандиозная пятиярусная колокольня с примыкающими с севера и юга часовнями, выполненная из красного кирпича и белого камня с богатым декором в популярном в то время псевдовизантийском стиле. Любопытна история строительства колокольни. Старостой Предтеченской церкви в то время был держатель текстильной фабрики в близлежащем поселке (ныне Пролетарский) Диомид Митрофанович Хутарев, человек энергичный и деятельный, известный своей благотворительностью по всей округе. Ему принадлежала идея увековечить место, где рос посаженный преподобным Сергием Радонежским дуб. Как раз в 1892 году вся Россия грандиозными торжествами отмечала 500-летие преставления своего любимого святого. В ознаменование этой даты Диомид Митрофанович решил заказать колокол весом в 550 пудов (более 8 тонн), что соответствовало примерному возрасту Сергиева дуба - 550-ти годам. Установлен он был 29 марта 1894г. с подобающей торжественностью на временной деревянной звоннице над тем самым местом произрастания дуба, где к тому времени оставался лишь огромный пень, имевший, по свидетельству современников, 13 аршин в окружности. Вот тут, по-видимому, и возникла у купца мысль построить колокольню, соответствующую этому колоколу.
Высота колокольни, согласно проекта, должна была быть почти невероятной для сельского храма: 112 аршин, т. е. 79,5 метров, что лишь на два аршина (1,5 метра) меньше высоты колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Авторство проекта связывают с именами архитекторов Михаила Яковлевича Кульчицкого (1857-1913) и Адольфа Адольфовича Нетыксы (1862-1905). Однако имя настоящего автора колокольни остается до конца невыясненным, поскольку её реальный облик совершенно не соответствует хранящейся в архивах документации, а сама колокольня была построена, как сообщали Московские церковные ведомости, высотой всего в 33 сажени, что было на 9 метров ниже заложенного проектом. Можно предположить, что после утверждения проекта, заказчик самовольно отказался от него в пользу иного.

Заслуживает внимания тот факт, что колокольня при скромном сельском храме на Ивановой горе удивительно схожа по архитектурному решению и высоте с колокольней Харьковского Благовещенского Кафедрального собора, построенного в 1888 – 1901 гг. по проекту профессора М. И. Ловцова. Вероятно, Д. М. Хутарев, бывавший в Харькове по делам закупки шерсти, имел случай общаться с Ловцовым. Не приглянулась ли для для интересующегося строительством подобного рода сооружений купца архитектура колокольни городского собора, находящегося в то время еще только в процессе возведения? Приведем полностью описание стиля Ловцова из книги «Свято-Благовещенский Кафедральный Собор. К столетию освящения» (Харьков, 2001 г.), т. к. оно как нельзя лучше подходит к колокольне на Ивановой горе: «Здания, сооруженные Ловцовым, отличаются чертами, характерными для важного этапа в развитии архитектуры, известного под общим названием «эклектика». Особенностью этого этапа являлось использование форм разных стилей прошлого в сочетании с достижениями строительной техники ХIХ в. М. И. Ловцов был в числе создателей т. н. русско-византийского стиля, кроме того, творчески применяя формы отечественного архитектурного наследия, он вносил в них элементы романо-готического зодчества и входившего в моду рационализма. Об этом свидетельствует колокольня, которая своими конструктивными формами и, особенно, своим необычным завершением напоминает колокольни Петро-Павловского собора Санкт-Петербурга.»

Во время строительства были неординарными способами решены ряд технически сложных инженерных задач. Например, для доставки кирпичей и раствора на верхние ярусы вокруг колокольни были установлены леса такой ширины и прочности, что по ним могла подняться лошадь с телегой, а затем, развернувшись, спуститься. Начатое в 1895г. строительство было закончено в в1899г. Освятили колокольню настоятель Давидовой пустыни иеромонах Валентин и настоятель храма священник Петр Лебедев.
На средства Д. М. Хутарева на Ивановой горе была так же выстроена и открыта первая в округе церковно-приходская школа (1866г.). Сохранилось известие, что ученики школы в количестве 83 человек ходили со священником П. И. Лебедевым в паломничество в Давидову пустынь, где им были предложены ночлег и трапеза. В 1914 г. была завершена постройка корпуса богадельни, которая, как и здание школы, был выполнен из красного кирпича с белыми деталями в русском стиле. Весь комплекс был окружен того же стиля оградой с башенками, благодаря чему получился весьма выразительный архитектурный ансамбль с яркой доминантой колокольни.

Век ХХ

Ктитор и церковный староста Д. М. Хутарев не дожил до окончания строительства колокольни, он скончался в 1897г. и был погребен в крипте южной часовни (она стала семейной усыпальницей Хутаревых). В честь небесного покровителя Диомида Митрофановича во втором этаже колокольни собирались устроить церковь св. мч. Диомида. Но храм освятить не успели: работы по благоустройству его внутреннего пространства прервала начавшаяся в 1914 г. война. Здание богадельни практически сразу по завершении его строительства было отдано под военный госпиталь.
Последующие десятилетия ознаменовались жесточайшими гонениями на Церковь. Ансамбль на Ивановой горе постигла участь большинства российских храмов и монастырей. Сердце его - церковь Иоанна Предтечи, - была разрушена в 1936 г., внутреннее убранство часовен уничтожено, усыпальница разграблена, захоронения осквернены, кладбище в церковной ограде, где захоронения велись с незапамятных времен, срыто. Узнав о вскрытии вандалами усыпальницы, семья Хутаревых передала деньги местным рабочим с просьбой перезахоронить прах Диомида Митрофановича на близлежащем кладбище, но могила благотворителя всей округи там не обнаружена. 550-ти пудовый колокол не дожил до 550-летнего юбилея преставления преподобного Сергия: был сброшен с крутого склона горы в реку.
Светлую краску в скорбную картину варварского разорения вносит то, что школа на Ивановой горе продолжала существовать и после закрытия храмов в советское время. Учебные классы были оборудованы в корпусе богадельни. Школа называлась именем русского писателя В. Л. Короленко и первой в районе стала давать учащимся среднее образование. В послевоенные годы территорию бывшего храмового комплекса занял детский дом, а затем - примерно с 1961г. - психиатрическая больница.
Среди запустения великолепная колокольня, ярусы которой уже «украшали» молодые деревца, смотрелась фантастично. Как гордая византийка, она стойко и величественно несла свой кованый ажурный крест почти до конца советской эпохи. Последние годы крест медленно кренился, раня сердца окрестных жителей немым криком о помощи, и рухнул 15 августа 1985 г., серьезно повредив северную часовню. Вскоре за крестом рухнул и шпиль. Четверть века обезглавленная колокольня разрушенной церкви Иоанна Предтечи - пророка покаяния - являла собой зримое воплощение его пламенной проповеди, обращенной ко всем нам.
Психиатрическая лечебница покинула Иванову гору в 1997 г., и уже в 1998 г. здесь был зарегистрирован церковный приход.

Современность

К началу ХХI в. архитектурный ансамбль на Ивановой горе, точнее то, что от него осталось, юридически был передан в пользование Русской Православной Церкви. Он признан вновь выявленным (!) памятником местного значения: сохранились небольшое здание церковно-приходской школы, корпус богадельни, часть ограды с северо-западной башенкой и величественная пятиярусная колокольня с двумя фланкирующими ее часовнями. Даже утратив шпиль и крест, колокольня по-прежнему царит над местностью. Она венчает высокий холм над рекой, и, кажется, только две часовни, увенчанные шлемовидными главами, удерживают на земле ее устремленную ввысь вертикаль, придавая силуэту прочное основание, ощущение незыблемости, связи с вечностью.
Википедия колокольню на Ивановой горе включает в список самых высоких колоколен мира. Среди сельских (не городских и не монастырских) колоколен она стоит на второй позиции, после звонницы церкви Петра и Павла села Поречье-Рыбное Ростовской области. А в Подмосковье она по высоте уступает только колокольне Троице-Сергиевой Лавры и знаменитому Ивану Великому, что в Московском Кремле.

За восстановление церковной жизни, возвращающей смысл и жизнь тому, что было создано на Ивановой горе нашими благочестивыми предками, взялись клирики и община московского храма Покрова Пресвятой Богородицы, что на р. Городне (близ станции Покровская Курской железной дороги). Теперь здесь - патриаршее подворье, и в 2004 г. вновь освящен церковный престол во имя Рождества Святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Храм устроен в левом крыле здания богадельни, которое достаточно хорошо сохранилось. Богослужения совершаются регулярно по субботам, воскресеньям и в дни церковных праздников. На обрывистом спуске к Наре прямо под колокольней издавна был святой источник, и теперь он вновь обустроен и освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. Игумен земли Русской и сегодня не оставляет молитвами это святое место.
На территории патриаршего подворья с 2000 года ведутся реставрационные работы. За эти годы укреплены обветшавшие перекрытия колокольни, приведен в порядок внешний вид часовен и единственной сохранившейся, северо-западной, башенки ограды (теперь ее украшает флюгер с силуэтом витязя на коне). Частично отремонтированы здания школы и богадельни. Памятным деревянным крестом и мраморной плитой отмечено место утраченной могилы последнего настоятеля Предтеченского храма протоиерея Петра Лебедева. Он был погребен за алтарем несуществующего ныне храма, и каждый входящий в церковную ограду может почтить его память. Отрадно видеть эти изменения после стольких лет запустения. Уже изготовлены шпиль и 5-метровый крест для колокольни, и уже в скором времени крест - этот символ воскресения и победы над смертью - воссияет солнечным светом над окружающим миром.
Верится, что рано или поздно Иванова гора вновь огласит округу колокольным звоном, но проект колоколов, как и план воссоздания разрушенного храма Рождества Иоанна Предтечи ныне существует лишь в самых смелых мечтах прихожан патриаршего подворья. Фундаменты церковного здания, которым через несколько лет исполнится 3 века, скрыты слоем земли и ждут благотворителей, подобных Диомиду Митрофановичу Хутареву, которым дорога память об этой святыне. Ангелы, как и столетия назад, осеняют это место, и их присутствие ощущает каждый ступивший в ограду Предтеченского храма.

С 2005 года проводятся постоянные богослужения в Молельной комнате, обрудованной в помещении Богадельни.

(Материал с официального сайта храма)

Престолы:

Во имя Рождества Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи.

Святыни Храма:

Отсутствуют.

Чтимые иконы:

Отсутствуют.

Частицы мощей:

Отсутствуют.

Богослужения:

По субботним и воскресным дням и в дни Великих праздников. Вечернее богослужение – в 16.00, Литургия – в 9.00.

Архиерейские богослужения:

14 ноября 2015 года епископ Воскресенский Савва совершил Божественную Литургию на подворье Патриарха Московского и всея Руси в храме Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в селе Иванова гора.

Духовенство:

И.о. настоятеля – протоиерей Мельникас Сергей Витаутасович; клирик — иерей Владимир Навроцкий.

Сайт:

http://ivanovagora.moseparh.ru/

 

Яндекс.Метрика